Арматура из композитных материалов
В последнее время заметно развивается сегмент неметаллической запорно-регулирующей арматуры. В качестве конструкционных материалов выступают полимеры: полиэтилен, полипропилен, ПВХ, PVDF.
В этой статье речь пойдет о композитных материалах. Что это такое? Это материал, который состоит из двух или более компонентов, связующих смол, наполнителей, армирующего волокна или нитей, модифицирующих добавок.
Использование различных комбинаций ингредиентов позволяет получать материалы с качественно новыми свойствами по сравнению со свойствами составляющих их компонентов. Также большое влияние на свойства оказывает метод горячего термоформования, когда при определенном давлении и температуре в форме полимеризуется готовая деталь. При этом она имеет внешнюю оболочку, не требующую обработки и окраски.
Изделия из композитных материалов благодаря высокой удельной прочности и коррозионной стойкости находят широкое применение в инженерной практике, особенно для работы в экстремальных условиях, где есть весовые ограничения, где повышены требования к надежности, химической стойкости, требуется высокий ресурс.
Запорно-регулирующая арматура из композитных материалов обладает рядом неоспоримых преимуществ перед металлической трубопроводной арматурой:
- Высокая механическая прочность, большой ресурс изделий.
- Высокая коррозионная стойкость к химически агрессивным веществам. При этом в зависимости от рабочей среды подбирается материал деталей.
- Отсутствие внешней коррозии. Зачастую футерованная арматура, хорошо защищенная от агрессивной среды в проточной части, совершенно беззащитна снаружи от испарений, пыли и др. примесей, находящихся в окружающем воздухе.
- Такая арматура в три раза легче стальной, что облегчает и удешевляет монтаж.
- Арматура из композитных материалов значительно дешевле футерованной арматуры, арматуры из нержавеющей стали и спецметаллов.
В качестве основы композита применяются винил-эстеровые, полисульфоновые, эпоксидные смолы. В качестве армирующих наполнителей используется стекловолокно или графитовое волокно. В качестве уплотнений седла, сальниковой набивки используется PTFE, PFA, UHMWPE, EPDM, NBR.
Композитные материалы будут иметь все более увеличивающуюся долю запорно-регулирующей арматуры.